Новые правила оказания платных медицинских услуг - 2022

Правила оказания платных медицинских услуг претерпели изменения. Чем продиктована необходимость законодательных преобразований, и что нового в порядке организации работы в сфере платной медицины, рассмотрим в статье.

Правительством подготовлен новый закон, который существенно меняет правила оказания платных медицинских услуг. Как это коснется медицинского персонала, населения и медучреждений?

Оказание платных медицинских услуг: правовое регулирование

Обычно пациенты хотят получать платную медицинскую помощь из-за желания повысить свой комфорт, получить более полный комплекс услуг, а не ее минимум. Также они не хотят ждать своей очереди и тратить время.

Правовые аспекты предоставления населению возможности получать платные медицинские услуги регулируются:

  • законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" определяется порядок и качество оказания услуг населению, гражданская ответственность за неоказание или надлежащее оказание услуг;
  • постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 322 регулируется работа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), порядок проведения проверок, разграничиваются ее полномочия;
  • постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года № 1006 определены правила оказания платных медицинских услуг населению, устанавливается их порядок.

Однако законодателем было решено внести новые положения о правилах оказания платных медицинских услуг. Сначала они задумывались, как внести изменения и дополнения в действующее постановление № 1006. Но было принято решение принять новое постановление, которое будет полностью отменять действие предыдущего. Новый проект закона имеет аналогичную структуру и сохраняет большую часть своих положений. Единственное по-настоящему значимое изменение в структуре – внесение нового раздела о дистанционном заключении договора и его особенностях. Также было внесено много дополнений и изменений в уже существующие разделы и ряд уточняющих формулировок к ним.

С какой целью законодатель вносит изменения

Решение внести изменения в действующий порядок было продиктовано тем, что сфера платной медицины постоянно развивается, появляются новые возможности, что связано с актуальностью дистанционной формы взаимодействия с клиентами и развитием телекоммуникаций. Также законодатель поставил цель разграничить пациентов, которые обращаются за бесплатной медицинской помощью, и тех, кто хочет получать ее на возмездной основе. Новые правила оказания платных медицинских услуг должны будут защитить граждан и их права. Для этого законодатель:

  • увеличивает обязательный срок хранения договора об оказании услуг;
  • запрещает в договоре прописывать пункт о снятии с себя ответственности за оказание некачественной медицинской помощи и перекладывание ее на пациента;
  • ужесточает требования к форме соглашения – запрещает прописывать в нем что-то «мелким шрифтом»;
  • ужесточает требования к содержанию соглашения между пациентом и медицинской организацией;
  • вносит новые требования к информированию клиента о медицинской организации, услугах, которые она оказывает, их качестве, ценах, сроках;
  • предусматривает для граждан возможность получать информацию письменно и в электронном виде, заключать договор на оказание медицинских услуг дистанционно;
  • закрепляет на уровне законодательства возможность и порядок предъявления гражданами претензий, упрощает возможность получения необходимой для этого информации.

Правила оказания платных медицинских услуг 2022: что нового

Изменения в новом законе коснутся всех разделов действующего постановления. Принципиально встает вопрос о том, что теперь организация оказывает платные услуги только после того, как реализует госпрограмму (для тех организаций, кто участвует в реализации госпрограммы). При этом человек должен письменно подтвердить свое желание получать медицинскую помощь именно на возмездной основе. То есть это должен быть его сознательный выбор.

Нюансы по порядку предоставления услуг

В новом проекте законодательно закрепляется, что исполнитель обязан соблюдать государственные требования по ведению медицинской документации, отчетов, статистики. Как и в прошлой редакции, он обязан представить по требованию потребителя в доступной форме информацию о состоянии его здоровья, использованных при лечении препаратах, идентификационные сведения об имплантатах. Исполнитель, в случае если услуга не была оказана, должен в установленные законом или договором сроки вернуть перечисленные пациентом деньги, причем неважно, оплачивал пациент услуги сам или через 3-е лицо.

Особенности при заключении договора дистанционно

Это новый раздел, которого нет в действующей редакции закона. Несмотря на дистанционный способ, исполнитель обязан предоставить все указанные выше обязательные сведения о своей организации и об оказываемых услугах.

При дистанционной форме идентификация пациента, если такая необходима, может проводиться, помимо прочего, через сайт «Госуслуги». Отказаться от договора потребитель может также в дистанционной форме.

Ответственность исполнителя

Новые правила оказания платных медицинских услуг населению включают в этом разделе дополнительный пункт: медорганизация обязана предоставлять в контролирующие органы информацию о своей работе и полученной от пациента сумме в случае, если пациент обратился в государственные органы с жалобой на исполнителя и имеет претензии к его работе.

Теперь медицинская организация или ИП, обязаны хранить у себя копию договора не 3 года, как было раньше, а 5 лет. Это продиктовано стремлением защитить права населения, ведь человек может обнаружить последствия некачественного лечения спустя длительное время.

Таким обзором, даже если пациент потерял свой экземпляр договора, в течение 5 лет он может доказать факт обращения в учреждение, установить объем оказания медицинских услуг, их стоимость, поскольку договор с ним будет храниться у исполнителя.

Когда проект правил оказания платных медицинских услуг вступает в силу

На данный момент проект находится на рассмотрении. Планируется, что он вступит в силу 1 сентября 2022 года.

В целом новый проект направлен на то, чтобы законодательно закрепить возможность дистанционного взаимодействия медицинской организации с пациентом, а также защитить права потребителей. Теперь исполнитель не может вписывать пункт об ограничении своей ответственности, обязан полностью доносить все необходимые сведения до граждан, предоставлять им возможность предъявлять жалобу и разъяснять в каком порядке и куда она должна быть направлена.

Источник: https://www.provrach.ru/article/17256-novye-pravila-okazaniya-platnyh-meditsinskih-uslug-2022-22-m04-26