Исследование Пенсильванского университета: Похвала родителей может стимулировать детей чистить зубы регулярно и качественно
10.01.2022Чтобы стать здоровыми и успешными взрослыми, дети должны настойчиво выполнять задачи, которые они не обязательно считают легкими или забавными – это учеба, физические упражнения и чистка зубов. На протяжении всего детства степень настойчивости ребенка в своем поведении меняется ежедневно, но факторы, влияющие на эту изменчивость, недостаточно изучены. В новом исследовании, опубликованном в декабре 2021 г. в журнале «Развитие детей», авторы из Университета Пенсильвании, Йельского университета и Института Санта-Фе проанализировали ежедневное поведение трехлетних детей при чистке зубов и изучили взаимосвязь между их настойчивостью в выполнении задания и родительской похвалой.
«Наша работа впервые показала, что изменения степени родительской похвалы связаны с изменениями детской настойчивости», — говорит Эллисон Макки, доцент психологии Пенсильванского университета. «Мы изучили, как изменения в разговоре родителей и стрессе, а также в настроении и сне ребенка по отдельности влияют на изменения времени чистки зубов. Удивительно, но родители не смогли точно указать, какие переменные повлияли на чистку зубов их собственными детьми».
Пенсильванский университет (University of Pennsylvania) – это старейший университет США, сегодня считающийся одним из самых престижных учебных заведений страны и мира.
В исследование были включены 81 ребенок в возрасте трех лет, которые учились чистить зубы самостоятельно. Выборка состояла из 80% белых, 14% представителей смешаных рас, 10% латиноамериканцев, 2% азиатов, 1% афроамериканцев и 1% не указали расовую принадлежность. Данные были собраны у семей в Пенсильвании (94%), а остальные в Нью-Джерси, Делавэре, Массачусетсе, Мэриленде и Флориде. Родители получали образование в среднем от 12 до 20 лет, а их годовой доход колебался от 14 000 до 200 000 долларов. Данные собирали в течение 16-дневного периода двумя волнами: январь-июнь 2019 года и март-май 2020 года (во время пандемии COVID-19). Семьи были набраны благодаря партнерству с местными дошкольными учреждениями и через социальные сети.
Родители представили видеоролики о вечерней чистке зубов в течение 16 дней, запечатлев как настойчивость детей, так и разговоры родителей. Родителей просили начинать запись видео до того, как зубная щетка окажется во рту их ребенка, и остановить запись, когда они заберут зубную щетку у своего ребенка. Родителей попросили позволить своему ребенку чистить зубы самостоятельно до тех пор, пока они могут, прежде чем родитель вмешается, чтобы помочь. (Если дети не чистили зубы, что приводило к отсутствию видео, родителей просили сообщить об этом исследователям). Видео также включало в себя разговоры родителей со своим ребенком во время чистки зубов и «похвалу», которую родители использовали во время ночного ритуала. Похвала была разбита на категории, в том числе «похвала за процесс» (например, «хорошая работа»), «похвала человека» (например, «хорошая девочка») и «другая похвала» (например, «очень хорошо» или «хорошо»). Другие высказывания родителей включали «отвлечение» (например, пение, чтение книги, призыв к ролевой игре) и использование таких выражений, как «почисти с другой стороны» и «продолжай чистить» в качестве инструкции.
Родители также заполняли ежедневные анкеты по следующим вопросам:
- Уровень родительского ночного стресса: от 0 (совсем не стресс) до 10 (крайний стресс)
- Настроение ребенка: от 0 (очень плохое) до 10 (очень хорошее)
- Продолжительность сна: дневной сон (если был) и его продолжительность, время вечернего отхода ко сну и утреннего пробуждения, периоды бодрствования в течение ночи
Результаты показали, что детская настойчивость колеблется изо дня в день и связана с разговорами родителей. Дети дольше чистили зубы в те дни, когда их родители больше хвалили и меньше инструктировали. Похвала родителей во время чистки зубов в основном состояла из общей похвалы и одобрения процесса (например, «хорошо» или «отличная работа»), с несколькими случаями личной похвалы (например, «хорошая девочка»). Дети различались по своей чувствительности к настроению, сну и стрессу родителей.
«Наша работа открывает путь к выявлению конкретных факторов, влияющих на настойчивость детей, для разработки целенаправленных вмешательств, некоторые из которых родители могут не счесть очевидными», — сказала Джулия Леонард, доцент кафедры психологии Йельского университета. «Наша работа также демонстрирует новый подход к изучению здорового развития детей — вместо того, чтобы сосредоточиться на том, какие факторы отличают одну группу детей от другой, наше исследование задалось вопросом, какие факторы делают отдельных детей более похожими на лучшую версию самих себя».
Авторы признают несколько ограничений исследования. Точный набор навыков, связанных с чисткой зубов, еще не известен, выборка была смещена в сторону семей с более высоким доходом в западном, образованном, промышленно развитом, богатом и культурном контексте, потенциальная предвзятость в отчетах родителей и изменения в их поведении, отсутствие данных о качестве детского сна и утренней чистке зубов. Кроме того, это исследование не говорит нам, вызывает ли похвала родителей положительные изменения в поведении детей. Чтобы определить это, необходимы дополнительные исследования с вмешательством в семью. Будущие исследования должны учитывать большую выборку, будут ли результаты отличаться после пандемии и влияют ли такие переменные, как хороший ночной сон, на реакцию детей. Чистка зубов была выбрана в качестве задачи в этом исследовании, поскольку это повседневная, естественная процедура.
Источник: Julia A. Leonard et al, Daily fluctuations in young children's persistence, Child Development (2021). DOI: 10.1111/cdev.13717