Плохая гигиена полости рта приводит к образованию бактерий, вызывающих заболевания десен, и ускоряет старение микробиома полости рта быстрее, чем считалось ранее

Новое исследование показывает, что в течение 24-72 часов после перерыва в гигиене полости рта наблюдалось резкое снижение присутствия «полезных бактерий полости рта» и полезных противовоспалительных химических веществ, с которыми они связаны. Также было обнаружено увеличение количества `` вредных бактерий '', обычно присутствующих во рту пациентов с пародонтитом, тяжелым заболеванием десен, которое может привести к повреждению или потере зубов. Исследовательская группа под руководством ученых из Центра исследований одноклеточных Института Циндао BioEnergy and Bioprocess Technology (QIBEBT) Китайской академии наук (CAS) и Procter & Gamble Company (P&G) опубликовали свои выводы в журнале mBio 9 марта 2021 года.

Исследователи попросили 40 участников с разным уровнем естественного гингивита соблюдать оптимальную гигиену полости рта в течение трех недель. Это привело к уменьшению гингивита и здоровому исходному уровню состояния зубов. Затем был вызван гингивит, когда их обычная гигиена полости рта была прервана в течение четырех недель. Возобновление гигиены полости рта приводит к выздоровлению из-за обратимого характера гингивита. Исследователи провели генетический анализ популяции бактерий в деснах участников по мере ее изменения. Были проведены химические анализы молекул, продуцируемых бактериями, и зарегистрированы иммунные ответы участников исследования.

В течение всего 24-72 часов после прекращения гигиены полости рта исследователи обнаружили резкое снижение присутствия нескольких видов бактерий Rothia, а также химического бетаина, который, как сообщалось, играет противовоспалительную роль при некоторых воспалительных заболеваниях.

Кроме того, произошла быстрая и полная активация множества цитокинов слюны - белков и других молекул, продуцируемых клетками иммунной системы, связанными с воспалением. И так же резко увеличилось присутствие типов бактерий, обычно присутствующих во рту пациентов с пародонтитом, хотя еще не было никаких симптомов болезни.

Положительная связь с бетаином и отрицательная связь с гингивитом позволяют предположить, что Rothia может быть «хорошими бактериями», полезными для здоровья десен, определенным образом способствуя выработке бетаина.

«Мы также обнаружили внезапное« старение »бактерий во рту», - сказал Сюй Цзянь, директор центра одноклеточных исследований QIBEBT и старший автор исследования. «Их оральный микробиом состарился примерно на год менее чем за месяц».

Предыдущие исследования показали, что состав популяции бактерий полости рта (микробиом полости рта) является хорошим предиктором возраста пациента. С возрастом некоторые виды бактерий видят меньше, а другие - больше. Например, у пожилых людей, как правило, гораздо меньше видов бактерий Rothia.

«Спустя всего 28 дней гингивита мы обнаружили, что участники исследования имели« микробный возраст ротовой полости»на год старше, - сказал Хуан Ши, один из исследователей, возглавляющих это исследование. Теперь исследователи хотят продолжить изучение связи между Ротией, бетаином и воспалением, чтобы увидеть, могут ли они улучшить реакцию на гингивит на ранней стадии.