Бактерии, вызывающие пародонтит, передаются от родителей к детям

В последнее время в мировой науке появляется все больше научных работ и статей, фокусирующихся на важности лечения заболеваний пародонта и связи пародонтита с различными хроническими заболеваниями и состояниями организма.

Результаты данного исследования можно использовать в повседневной стоматологической практике. Знание о том, что пародонтит может повлиять на семью пациента, является мотивационным стимулом для проведения профилактического лечения на ранних стадиях.

Взрослые с пародонтитом передают своим детям бактерии, которые могут вызвать заболевание в будущем, и бактерии остаются в полости рта, даже когда дети проходят различного рода лечение, что усиливает необходимость профилактического ухода в первый год жизни ребенка. Это основной вывод исследования, проведенного в Университете Кампинаса (UNICAMP) в штате Сан-Паулу, Бразилия. Статья об исследовании опубликована в Scientific Reports.

«Микробиом полости рта родителей является определяющим фактором колонизации поддесневых микробов их детей», - констатируют авторы статьи в своих выводах, добавляя, что "дисбиотическая микробиота, приобретенная детьми пациентов с пародонтитом в раннем возрасте, устойчива к изменениям, и структура сообщества сохраняется даже после контроля гигиенического статуса ".

По словам хирурга-стоматолога Мабель де Фрейтас Монтейро, первого автора статьи, она и ее группа исследовали пародонтит в течение 10 лет, наблюдая за родителями с этим заболеванием и его влиянием на здоровье их детей.

Родители должны начать заботиться о здоровье десен своих детей, когда они еще младенцы. "В этом новаторском исследовании сравнивает родителей с пародонтитом и без него. У детей первого поколения мы обнаружили поддесневую бактериальную колонизацию в очень раннем возрасте. Однако«унаследование»проблемы не означает, что ребенку суждено заболеть во взрослом возрасте. Следовательно, важно следить за малейшими признаками и обращаться за специализированной помощью», - заявили авторы исследования.

Данных о здоровье полости рта у населения Бразилии немного. Согласно последнему общенациональному стоматологическому эпидемиологическому обследованию, проведенному Министерством здравоохранения в 2010 году, 18% детей в возрасте 12 лет никогда не посещали стоматолога, а у 11,7% наблюдались кровоточивость десен. В возрастной группе 15-19 лет 13,6% никогда не посещали стоматологическую клинику. Еще одно обследование было запланировано на 2020 год, но его пришлось отложить из-за пандемии COVID-19.

Департамент здравоохранения штата Сан-Паулу опубликовал результаты своего последнего исследования здоровья полости рта в 2019 году, показав, среди прочего, что 50,5% взрослых в возрасте 35-44 лет жаловались на зубную боль, кровоточивость десен и пародонтит.

Бактерии

В исследовании FOP-UNICAMP образцы поддесневой биопленки и зубного налета были собраны у 18 взрослых с историей генерализованного агрессивного пародонтита (степень C), их детей в возрасте 6-12 лет и 18 здоровых взрослых людей.

Помимо клинического анализа, образцы были также подвергнуты микробиологическому анализу и генетическому секвенированию исследователями из Университета штата Огайо в США под руководством профессора Пурнимы Кумара.

«Дети родителей с пародонтитом были преимущественно колонизированы Filifactor alocis, Porphyromonas gingivalis, Aggregatibacter actinomycetemcomitans, Streptococcus parasanguinis, Fusobacterium nucleatum и несколькими видами, принадлежащими к роду Selenomonas, даже при отсутствии пародонтита», - говорится в статье. «Эти патогены также оказались надежными распознавателями микробных сигнатур детей, родители которых страдали пародонтитом».

Несмотря на борьбу с бактериальным налетом и энергичную чистку зубов, у детей людей с этим заболеванием все еще были бактерии во рту, тогда как влияние гигиены и профилактики зубов было более значительным у детей здоровых людей.

«Поскольку у родителей был пародонтит, их дети приняли это сообщество с характеристиками болезни. Они несли бактериальную информацию во взрослую жизнь», - сказал он, добавив, что анализ бактериальной колонизации указывает на большую вероятность передачи инфекции от матери. Исследовательская группа теперь будет работать с беременными женщинами, чтобы «разорвать цикл», предотвращая бактериальную колонизацию ротовой полости их детей.

«Мы будем лечить матерей во время беременности, до того, как родятся дети, и попытаемся выяснить, можно ли предотвратить бактериальную колонизацию», - сказал Касарин, отметив, что исследования с пациентами будут продолжены только тогда, когда позволит контроль над пандемией.

Автор: Luciana Constantino, FAPESP