Ученые из Университета Окаяма выявили несколько новых бактерий, вызывающих кариес

В человеческом теле обитают триллионы микробов. Благодаря своему естественному функционированию большую часть времени эта экосистема регулирует наше здоровье. Но, как и окружающая среда в мире в целом, эта экосистема организма хрупкая, и любое изменение в составе микробного сообщества, также называемого «микробиомом», может вызвать общий дисбаланс в их коллективном функционировании, что приведет к болезни.

Теперь успехи в исследованиях в этой области привели к появлению технологии, называемой секвенированием ДНК следующего поколения, которая позволяет очень точно идентифицировать членов этого микробного сообщества, тем самым предлагая понимание состава микробного сообщества. В отношении некоторых заболеваний знание того, какие микробы плотно заселяют рассматриваемый орган/ткань или которые отсутствуют в ней во время болезни, может помочь в разработке эффективных методов лечения. Так обстоит дело с кариесом зубов, при котором продуцирующие кислоту бактерии разъедают внешний слой зубов и вызывают их поражение.

Бактерии Streptococci Mutans являются наиболее частыми микробами, вызывающими кариес. Их увеличение вызывает разрушение зубов. Но могут ли быть виноваты и другие микробы?

Ученые всего мира изучили этот вопрос. Однако внимание к более молодой демографической группе было низким. Между тем, в Японии растет число молодых людей, у которых развивается кариес зубов.

Группа исследователей из Японии во главе с доктором Учида-Фукухара из Университета Окаяма призвала японских студентов-добровольцев пройти устные экзамены в Центре здоровья Университета Окаяма в Токио.

Студенты заполнили анкету о своем стоматологическом здоровье в начале исследования и во время последующего наблюдения через три года. Это рассказало исследователям, у кого из студентов значительно увеличился кариес зубов после этого времени, а у кого нет. Исследователи соответствующим образом сгруппировали студентов во время последующего наблюдения (группы A и B соответственно). Затем они собрали образцы слюны случайно выбранных студентов из этих групп, которые они проанализировали с помощью секвенирования ДНК следующего поколения для получения микробных профилей.

Оказалось, что в обеих группах существует очень похожее микробное разнообразие полости рта. Но в группе A численность бактериальных семейств Prevotellaceae и Veillonellaceae и родов Alloprevotella и Dialister была больше, чем в группе B. Эти два семейства, как известно, включают виды, которые также производят кислоту. Таким образом, это открытие предлагает новые возможности профилактики кариеса, которые не направлены на сдерживание популяций Streptococci Mutans.

Интересно, что в обеих группах уровень Streptococci Mutans был низким. Следует ли изменить фокус исследований на том, что вызывает кариес зубов?

Поразительные результаты исследования, опубликованного в Международном журнале экологических исследований и общественного здравоохранения, подчеркивают необходимость обновления текущих знаний о микробном сообществе полости рта и его роли в развитии кариеса зубов.

Источник: https://medicalxpress.com/news/2020-08-scientists-teeth-bacteria-dental-caries.html