Шведские ученые на пути к регенеративной стоматологии

Новые знания о клеточном составе и росте зубов могут ускорить разработку методов лечения чувствительности зубов и регенеративной стоматологии - биологической терапии поврежденных зубов. Исследование, проведенное учеными из Каролинского института, опубликовано в Nature Communications.

Зубы развиваются в результате сложного процесса, в котором мягкие ткани, включая соединительную ткань, нервы и кровеносные сосуды, соединяются с тремя типами твердых тканей в функциональную часть тела. В качестве модели этого процесса ученые часто используют резец мыши, который непрерывно растет и обновляется на протяжении всей жизни животного.

Несмотря на то, что резцы мышей часто изучали в контексте развития, многие фундаментальные вопросы о клетках зубов, стволовых клетках, их дифференцировке и клеточной динамике еще не решены.

Используя метод секвенирования одноклеточной РНК и генетического отслеживания, исследователи из Каролинского института, Венского медицинского университета в Австрии и Гарвардского университета в США идентифицировали и охарактеризовали все популяции клеток в зубах мышей, а также в растущих и сформированных зубах человека.

«От стволовых клеток до полностью дифференцированных взрослых клеток мы смогли расшифровать пути дифференциации одонтобластов, предшественников дентина, и амелобластов, предшественников эмали», - говорят авторы исследования Игорь Адамейко из отделения физиологии и фармакологии и Кай Фрид из отделения неврологии Каролинского института. «Мы также обнаружили новые типы клеток и клеточные слои в зубах, которые могут влиять на чувствительность зубов».

Некоторые из находок также могут объяснить некоторые сложные аспекты иммунной системы зубов, а другие проливают новый свет на формирование зубной эмали, самой твердой ткани в нашем организме.

«Мы надеемся и верим, что наша работа может лечь в основу новых подходов к стоматологии завтрашнего дня. В частности, она может дать толчок развивающимся сегодня регенеративной стоматологии и биологической терапии для замены поврежденных или утраченных зубных тканей».

Источник: Karolinska Institutet, Стокгольм, Швеция