Стоит ли стоматологиям связываться с агрегаторами

Вслед за агрегаторами заказа такси, продажи авиабилетов, гостиничных и других услуг в интернет-пространстве стали активно появляться агрегаторы медицинских центров и стоматологий. Они, чаще всего, не продают медицинские услуги врачей и клиник. Это интернет-каталоги, просто содержащие подробную информацию о клинике. Прообразом такога типа информационных ресурсов можно назвать справочник "Жёлтые страницы". Но теперь основной задачей агрегаторов является направление в клиники пациентов. Как это происходит?

Благодаря хорошей наполненности сайтов агрегаторов текстовой информацией на тему медицинских услуг поисковые системы автоматически продвигают их сайты в ТОП по соответствующим поисковым запросам. Особенно агрегаторов любит Яндекс, а это вместе с Гуглом самая распространенная поисковая система сегодня. Например, если набрать в Яндексе запрос "стоматология химки", после строчек платной контекстной рекламы со значком "реклама", на первой странице выйдут топовые агрегаторы spr.ru, zoon.ru, plan1.ru и другие.

Казалось бы что здесь плохого? У каждого свой бизнес.

Но этот бизнес уже давно "больно кусает" медиков, оттягивая из области медицины, косметологии, стоматологии довольно существенные финансовые средства. Размещение информации в таких каталогах почти всегда бесплатное, однако затем армия менеджеров агрегатора начинает активно прессинговать руководство клиники, предлагая "премиальное размещение" и другие виды рекламных услуг.

Агрегаторы вынуждают клиники снижать цены, придумывать всевозможные скидки и акции, а что остается делать врачам? Либо экономить на всем, либо агрессивно навязывать пациентам дополнительные услуги, порой опускаться до банального обмана, навязывая дорогостоящие виды обследования и лечения.

Стоит ли стоматологам платить агрегаторам за рекламу? Наш опыт показал, что категорически НЕТ. Вот пример результата рекламной кампании одной из стоматологических клиник у известного агрегатора – есть показы рекламы, есть даже переходы, но при этом… ни одного звонка!

В то же время у некоторых многопрофильных медицинских центров есть и звонки и реальные посещения пациентов по рекламе.

Мы попытались разобраться почему и приводим некоторые свои умозаключения, не претендуя при этом на абсолютную истину в первой инстанции.

Тезис 1. Стоматология в отличие от УЗИ, сдачи анализов, МРТ и других видов обследования практически всегда ориентирована на врача. Пациенты, за редким исключением, идут по рекомендации к конкретному врачу, а не выбирают клинику по локации или, тем более, привлекательности сайта.

Тезис 2. Многопрофильные центры содержат большое число направлений медицины, где пациенты готовы пройти обследование просто так. Это обследование молочных желез, гастроскопия, МРТ, эндокринолог, терапевт и многие другие. В стоматологию пациенты НИКОГДА не приходят просто так – только в случае зубной боли, поломки зуба или протеза. Существует мизерный процент "сознательных" пациентов, проходящих регулярный осмотр у стоматолога, но такие "сознательные" ходят всегда к одному и тому же проверенному врачу, даже если он сменит место работы.

Этот вывод подтверждается анализом  отзывов, которые оставили пациенты многопрофильных клиник: из десятков отзывов – ни одного по стоматологии.

Попытки стоматологических клиник писать отзывы самим вряд ли принесут заметный результат. Агрегаторы сейчас проверяют все отзывы, да и отзывы, написанные одним человеком, сразу выдают автора.

Тезис 3. Для успешного продвижения у агрегаторов необходимы реально бьющие в цель акции, вплоть до бесплатного обследования или лечения.

Стоматологи не могут предложить таких акций, поскольку лечение связано с использованием дорогостоящих материалов и необходимостью оплаты процента врачу и зубному технику. В большинстве медицинских центров лечение производится в виде выписки рецептов или с помощью аппаратуры, и они могут себе позводить провести такое обследование или лечение бесплатно. Стоматологи не могут устанавливать имплантаты, коронки или пломбы бесплатно. Единственный вариант – бесплатный осмотр стоматолога, но в большинстве коммерческих клиник такой осмотр и так бесплатный, и никого этим не удивишь.

Некоторые стоматологические клиники участвуют в системе купонов, предлагая обычно профессиональную гигиену. Но на самом деле, пациенты, проводящие чистку зубов по купону, в подавляющем большинстве случаев не соглашаются на последующее лечение. Это не тот сегмент населения. Давайте не будем забывать, что платное лечение на коммерческой основе у нас могут себе позволить далеко не все. Согласно разным оценкам – это не более 5-10% от всего населения.

Тезис 4. Так же, как у агрегаторов, стоматологиям не стоит заниматься платным размещением рекламы в электронных картах. Как уже было сказано, пациенты не ищут стоматолога по локации. Однако привязка бизнеса к карте превосходно будет работать для шиномонтажа, автосервиса, нотариуса, а также, возможно, для кинотеатров и недорогих кафе.