Оценка экономического эффекта от внедрения программы DENTAL4WINDOWS

Интерес к программным средствам в медицине и в стоматологии сегодня очень высок. В последние годы активно идет автоматизация лечебных учреждений государственного сектора, внедряются безбумажные технологии, облачные технологии, телемедицина. В секторе частных клиник интерес к информационным системам управления медицинским бизнесом был традиционно высок уже с конца 90-х – начала 00-х годов, как только компьютерная техника стала относительно доступна по стоимости.

Известно, чем вызван такой интерес. Говоря о специфике стоматологических клиник, это:

1) качественно новый уровень обеспечения лечебного процесса и обслуживания пациентов, а также, и что самое главное,

2) возможность для собственника стоматологического бизнеса полностью контролировать бизнес-процессы, включая:

  • движение пациентов
  • оформление медицинской документации
  • финансовые потоки
  • данные обследований (рентген и др.)
  • движение расходных материалов
  • движение зуботехнических работ (заказ-нарядов) и др.

Внедрение автоматизированной системы управления в работу уже действующей клиники позволяет повысить многие показатели, в первую очередь, ее посещаемость.

Говоря о финансовой эффективности от внедрения автоматизированной системы, выработать универсальные схемы расчета экономического эффекта вряд ли представляется возможным, поскольку важную роль играют такие факторы как:

  • мощность клиники (количество врачей и стоматологических кресел)
  • загрузка клиники на момент начала внедрения АСУ
  • уровень подготовки кадров и степень трудовой дисциплины персонала
  • потенциал развития клиники

Кроме того, важным фактором является качество самого внедрения. Сама по себе информационная система не является «волшебной лампой Аладдина», а лишь инструментом для эффективной работы персонала, в первую очередь, руководителя клиники. И основным залогом успешного внедрения является его личная вовлеченность в этот процесс.

В одной из первых работ на тему эффективности от автоматизации Э.Г.Агаджанян и соавт. [1] предложили в качестве критериев эффективности экономию рабочего времени персонала. Однако, такой подход вызывает сомнение, поскольку экономия времени персонала в большинстве случаев не означает сокращение затрат клиники.

Говорить о прямом росте выручки клиники с момента автоматизации или, например, о мгновенном сокращении затрат на материалы, было бы наивным. Для всего этого существует множество факторов, и внедрение информационной системы является лишь одним из них… хотя, надо заметить, основным и необходимым. Можно сказать, что без внедрения информационной системы какое-либо существенное изменение существующих бизнес-процессов вообще не представляется возможным.

Стоит отметить, что сами руководители клиник, где достаточно успешно проходило внедрение программ, не могут однозначно выразить экономический эффект в виде цифр, и также указывают на множество факторов [2]. После успешного внедрения системы управления, руководители уже не представляют дальнейшей работы по старинке, и вряд ли кто-либо сталкивался со случаями отказа от использования современных информационных технологий после их внедрения.

В одной из работ на тему эффективности от внедрения АСУ в стоматологии [3] был предложен набор факторов, которые определяют эффективность внедрения:

Исключение или минимизация угроз предприятию со стороны недобросовестного персонала (увод пациентов на платное лечение в другие клиники, оказание теневых услуг, растраты расходных материалов) и пациентов (неплатежи).

  • Увеличение посещаемости клиники пациентами за счет активной работы с клиентской базой; в условиях приема по предварительной записи сокращение простоя клиники из-за неприходов пациентов.
  • Качественно новый уровень организации комплексного подхода к лечению пациентов, осуществление контроля за качеством лечения.
  • Организация приема большого потока пациентов, в том числе по программам медицинского страхования (ОМС, ДМС).
  • Качественное ведение медицинской документации.
  • Организация эффективной работы регистратуры поликлиники и архива.
  • Организация эффективной рекламной политики.

Важность первого пункта отчетливо видно по результатам внедрения автоматизированной системы в крупных государственных поликлиниках (Рис. 1, 2).

Рис. 1. Результат внедрения программного комплекса Dental4Windows в Стоматологической поликлинике г. Королёв.

Рис. 2. Результат внедрения программного комплекса Dental4Windows в Стоматологической поликлинике №62 г. Москвы.

В частных стоматологических клиниках, несомненно, теневые платежи не так распространены, как в госсекторе, и не являются основным фактором эффективности внедрения автоматизированной системы управления. Для частного сектора можно выделить в качестве основных факторов: увеличение посещаемости пациентами клиники и мотивация пациентов на комплексное лечение, что обеспечивается следующими бизнес-функциями системы:

  • Составление врачами планов лечения и контроль их исполнения.
  • Мотивация пациентов на лечение за счет использования средств компьютерной графики.
  • Эффективное планирование комплексного обследования и лечения пациента с участием специалистов различного профиля.
  • Сокращение неприходов пациентов за счет автоматического СМС-информирования или обзвона пациентов.
  • Вызовы пациентов на продолжение лечения и профилактику.
  • Эффективное распределение пациентов между специалистами клиники на основании анализа ключевых показателей эффективности работы врачей.

Автор: Полилов Дмитрий Александрович, Москва, 2016 г.

Литература

1. Э.Г.Агаджанян, А.В.Лапин, И.И.Лившиц. Анализ окупаемости инвестиций в проект автоматизации стоматологических клиник на базе стоматологического программного комплекса MasterClinic, «Врач и информационные технологии» № 2 / 2006

2. Э.А. Топунова, О.В. Ходненко, Управление клиникой с помощью компьютерной программы «Dental 4 Windows», «Экономика и Менеджмент в Стоматологии» №2 (31), 2010 г.

3. Д.А. Полилов. Каким образом внедрение информационных компьютерных технологий (ИКТ) позволяет увеличить эффективность стоматологической клиники? «Экономика и менеджмент в стоматологии» №№ 1,2/2011