Стоит ли стоматологиям связываться с агрегаторами

Вслед за агрегатрорами такси, авиабилетов, гостиничных и других услуг в интернет-пространстве стали активно появляться агрегаторы медицинских центров и стоматологий. Они, конечно, не продают медицинские услуги врачей и клиник. Это интернет-каталоги, просто содержащие подробную информацию о клинике. Прообразом такога типа информационных ресурсов можно назвать справочник "Жёлтые страницы". Но теперь основной задачей агрегаторов является направление в клиники пациентов. Как это происходит?

Благодаря хорошей наполненности сайтов агрегаторов текстовой информацией на тему медицинских услуг поисковые системы автоматически продвигают их сайты в ТОП по соответствующим поисковым запросам. Особенно агрегаторов любит Яндекс, а это вместе с Гуглом самая распространенная поисковая система сегодня. Например, если набрать в Яндексе запрос "стоматология химки", после строчек платной контекстной рекламы со значком "реклама", на первой странице выйдут топовые агрегаторы spr.ru, zoon.ru, plan1.ru и другие.

Казалось бы что здесь плохого? У каждого свой бизнес.

Но этот бизнес уже давно "больно кусает" медиков, отжимая из области медицины, косметологии, стоматологии довольно существенные финансовые средства. Размещение информации в таких каталогах почти всегда бесплатное, однако затем армия менеджеров агрегатора начинает активно прессинговать руководство клиники, предлагая "премиальное размещение" и другие виды рекламных услуг.

Агрегаторы вынуждают клиники снижать цены, придумывать всевозможные скидки и акции, а что остается делать врачам? Либо экономить на всем, либо агрессивно навязывать пациентам дополнительные услуги, порой опускаться до банального обмана, навязывая дорогостоящие виды обследования и лечения.

Стоит ли стоматологам платить агрегаторам за рекламу? Наш опыт показал, что категорически НЕТ. Вот пример результата рекламной кампании одной из стоматологических клиник у известного агрегатора – есть показы рекламы, есть даже переходы, но при этом… ни одного звонка!

В то же время у некоторых многопрофильных медицинских центров есть и звонки и реальные посещения пациентов по рекламе.

Мы попытались разобраться почему и приводим некоторые свои умозаключения, не претендуя при этом на абсолютную истину в первой инстанции.

Тезис 1. Стоматология в отличие от УЗИ, сдачи анализов, МРТ и других видов обследования практически всегда ориентирована на врача. Пациенты в редких исключениях идут по рекомендации к конкретному врачу, а не выбирают клинику по локации.

Тезис 2. Многопрофильные центры содержат большое число направлений медицины, где пациенты готовы пройти обследование просто так. Это обследование молочных желез, гастроскопия, МРТ, эндокринолог, терапевт и многие другие. В стоматологию пациенты НИКОГДА не приходят просто так – только в случае зубной боли, поломки зуба или протеза. Существует мизерный процент "сознательных" пациентов, проходящих регулярный осмотр у стоматолога, но такие "сознательные" ходят всегда к одному и тому же проверенному врачу, даже если он сменит место работы.

Этот вывод подтверждается анализом  отзывов, которые оставили пациенты многопрофильных клиник: из десятков отзывов – ни одного по стоматологии.

Попытки стоматологических клиник писать отзывы самим вряд ли принесут заметный результат. Агрегаторы сейчас проверяют все отзывы, да и отзывы, написанные одним человеком, сразу выдают автора.

Тезис 3. Для успешного продвижения у агрегаторов необходимы реально бьющие в цель акции, вплоть до бесплатного обследования или лечения.

Стоматологи не могут предложить таких акций, поскольку это связано с использованием дорогостоящих материалов и необходимостью оплаты процента врачу и зубному технику. В большинстве медицинских центров лечение производится с помощью аппаратуры, и они могут себе позводить провести такое обследование или лечение бесплатно. Стоматологи не могут устанавливать имплантаты, коронки или пломбы бесплатно. Единственный вариант – бесплатный осмотр стоматолога, но в большинстве коммерческих клиник такой осмотр и так бесплатный, и никого этим не удивишь.

Некоторые стоматологические клиники участвуют в системе купонов, предлагая обычно профессиональную гигиену. Но оказывается, что пациенты, получающие чистку зубов по купону, в подавляющем большинстве случаев не соглашаются на последующее лечение. Это не тот сегмент населения. Давайте не будем забывать, что платное лечение на коммерческой основе у нас могут себе позволить далеко не все. Согласно разным оценкам – это не более 5-10% от всего населения.

Тезис 4. Так же, как и агрегаторами, стоматологиям не стоит заниматься платным размещением рекламы в электронных картах. Как уже было сказано, пациенты не ищут стоматолога по локации. Однако привязка бизнеса к карте превосходно будет работать для шиномонтажа, автосервиса, нотариуса, а также возможно, для кинотеатров и недорогих кафе.