Управление клиникой с помощью компьютерной программы Dental 4 Windows

Интервью Топуновой Э.А. и Ходненко О.В., опубликованное в журнале «Экономика и Менеджмент в Стоматологии» №2 (31), 2010 г.

О своём успешном опыте автоматизации муниципальной стоматологической поликлиники рассказывают Заслуженный врач РФ, главный стоматолог г. Королёва, стоматолог-хирург с 40-летним стажем Топунова Элла Антоновна и главный врач МЛПУ «Королевская стоматологическая поликлиника» Ходненко Ольга Владимировна.

Э.А.: Мы начали автоматизацию нашего лечебно-профилактического учреждения  с внедрением программы «Dental 4 Windows»  в 2001 году и ни разу об этом не пожалели. Да, пришлось много работать над программой для соответствия ее возможностей всем потребностям муниципальной поликлиники. Мы и сегодня продолжаем сотрудничать с ее разработчиками в плане дальнейших ее доработок, но сейчас уже вся лечебная, финансовая и организационная деятельность стоматологической поликлиники неразрывно связана с этой системой. 80 рабочих мест от регистратуры до кабинета главного врача – единое, отлично функционирующее, информационное пространство.

Чем Вам помогает программа в организации работы поликлиники?

Э.А.: До внедрения этой программы управление клиникой представляло большие трудности: от организации записи пациентов на прием до финансовой и статистической отчетности о проделанной работе. Сегодня мы имеем возможность контролировать лечебный процесс, не выходя из своего кабинета, а необходимые отчеты формировать на любом этапе работы.

Какие основные задачи решает эта программа для Вашей клиники?

Э.А.: В первую очередь, это финансы и статистика. В программе очень хорошо поставлена отчетность. Конечно, также запись ко всем врачам, сохранение всех данных пациента в электронной медицинской карте, связь с рентгеном.

Вы демонстрируете пациентам снимки?

О.В.: Конечно. Программа позволяет хранить все рентгеновские снимки пациентов, при необходимости демонстрировать их на экране компьютера в увеличенном виде, что облегчает не только лечебный процесс, но и помогает наладить контакт с пациентами, объективно обосновать диагноз и тактику лечения. Очень помогает в работе возможность программы «Dental 4 Windows» во время первого визита пациента зафиксировать его стоматологический статус (зубную формулу с подробной регистрацией ранее пролеченных и нуждающихся в лечении зубов, данные о состоянии пародонта, прикуса), отмечать изменения в динамике, что делает работу врачей более последовательной и планомерной, повышая доверие пациентов к качеству лечения. Возможность демонстрации пациенту состояния его зубов  «До « и «После» стоматологического вмешательства незаменимо при работе в условиях комбинированного обезболивания, когда пациент спит и не имеет возможности «контролировать процесс». Стремлением завоевать доверие пациентов к нашей деятельности на любом этапе сотрудничества продиктованы и многие другие инновации: внедрение в практику внутриротовой видеокамеры позволяет рассчитывать на успех в этом направлении (сомнения пациентов рассеиваются при возможности видеть на экране объективную картину своих проблем и искренне радоваться достижению оптимальных результатов), в планах - приобретение микроскопа для более точной работы.

Что дают компьютерные технологии в отношении качества лечения?

Э.А.: А как Вы думаете, почему у нас в клинике так много пациентов? К нам  идут люди за медицинской помощью не только на платной основе, мы оказываем большой объем услуг в рамках программ обязательного  и добровольного медицинского страхования. Страховые компании ценят преимущества работы с клиникой, имеющей хорошую репутацию. Все сотрудники прекрасно знают о постоянном хорошо налаженном контроле всей их деятельности и стараются выполнять свою работу добросовестно и качественно.

Как Вы относитесь к новым технологиям в стоматологии?

О.В.: У всех новых технологий есть один недостаток – никто не знает их отдаленных результатов. Время покажет, насколько они хороши. Но, конечно, ко всему новому в стоматологии  мы относимся с интересом. Сотрудничество с кафедрой стоматологии общей практики и анестезиологии ФПДО МГМСУ позволяет нам идти в ногу со временем, быть в курсе новых научных достижений и разработок. На стадии освоения в нашей поликлинике – компьютерная диагностика окклюзионных соотношений «T-Scan». Определение параметров прикуса пациента является одной из самых важных составляющих любого вида стоматологического лечения. Важность данной процедуры обусловлена тем, что именно по причине нарушения прикуса возникает большинство заболеваний зубов и пародонта, нижнечелюстного сустава и лицевых мышц, существенно сокращается срок службы ортопедических конструкций. Компьютеризированный анализ окклюзии «Т-Scan» является альтернативой субъективной интерпретации окклюзионных характеристик, даёт возможность врачу получить данные, которые раньше были недоступны: о распределении нагрузки на каждый зуб; точной локализации перегруженных участков, изменении этих параметров в динамике.

К сожалению, пока только ортопеды могут похвастаться результатами этого способа диагностики, надеемся, привлечь к нему и пародонтологов и терапевтов.

Имплантацией мы занимаемся уже давно, сейчас совершенствуем ее виды,  расширяем  показания к этому виду лечения. Восстанавливаем зубы вкладками из безметалловой керамики.

Мы видели, в Вашей клинике работает система «Флорида проуб»?

О.В.: Да, уже давно система «Флорида проуб» - неотъемлемая часть диагностического процесса в пародонтологии. Лечение не начинается без тщательно собранного анамнеза, объективного обследования и определения объема необходимого вмешательства. Зонд системы имеет точность измерения до 0,2 мм. При этом пациенту не доставляется никаких неприятных ощущений. Пациенты, обследованные с помощью системы «Флорида Проуб», больше узнают о состоянии тканей пародонта благодаря звуковым сигналам и карте, где указано состояние каждого зуба. Скрытый для пациента процесс становится явным и понятным.

Ольга Владимировна, Вы написали много статей для сайта Вашей клиники, привлекают ли они пациентов в клинику? Как главный врач, какими Вы видите перспективы Интернета?

О.В.: Конечно привлекают, сейчас вся жизнь неразрывно связана с этим видом доступа к информации. Считаю, необходимо продолжать развитие этого способа повышения информированности наших пациентов. Речь идет не только о рекламе новых услуг и технологий, а и о профилактической направленности нашей деятельности. Мы старались уделить особое внимание разделам сайта, посвященным гигиене и профилактике.

Э.А.: Сегодня это самый распространенный источник информации. Рекламные листовки  только раздражают, их никто не читает. А все, кто хотя бы немного интересуются стоматологией, сразу заходят на сайт.

В заключение мне бы хотелось подчеркнуть, что наша работа с компьютерной программой «Dental 4 Windows» – это уникальный опыт, причем во всех областях нашей деятельности. К нам приезжает много коллег из других городов с теми проблемами, которые мы уже пережили. Я никогда не говорю, что с программой все идеально – любое внедрение предполагает долговременное сотрудничество: приходится все время что-то дорабатывать, менять, совершенствовать. Если перестать сопровождать программу, ее внедрение обречено на провал. То, что мы имеем сегодня - прекрасно отработано, проверено временем и может быть использовано в работе любой стоматологической клиники.

Беседу вел Д.А. Полилов – заместитель генерального директора компании «Сентор Софтвер».