Роль цифровых технологий в создании эффективной системы оказания медицинской помощи

Медицинская помощь в России доступна, однако удовлетворенность медицинскими услугами со стороны пациентов в стране находится на низком уровне. Такие данные содержатся в новом отчете «Индекс здоровья будущего», подготоволенном Philips. Исследование отражает готовность стран отвечать вызовам будущего, внедрять цифровые технологии и выстраивать эффективную и ориентированную на результаты лечения и потребности пациентов систему здравоохранения. Ключевым параметром исследования в 2018 году стал показатель ценности здравоохранения, который измеряет входящие в него факторы систем здравоохранения на развитых и развивающихся рынках.

Согласно результатам исследования «Индекс здоровья будущего», российский показатель ценности системы здравоохранения находится чуть ниже среднего значения по 16 странам (40,90 баллов против средней цифры 43,48 по 16 странам). Такой показатель обусловлен достаточно высокой в России доступностью медицинской помощи (63,58 баллов против 50,91 в среднем) и в тоже время незначительным уровнем удовлетворенности медицинскими услугами (31,75 баллов против 52,85).

Работники здравоохранения в меньшей степени удовлетворены тем, насколько российская система здравоохранения отвечает потребностям пациентов (только 28% выразили удовлетворенность), что резко расходится с результатами стран-лидеров, таких как Саудовская Аравия (82%) и Сингапур (82%). Сравнительно низкий показатель удовлетворенности медицинскими услугами отмечают и сами россияне – только 25% граждан считают, что система здравоохранения отвечает их потребностям (по сравнению с самым высоким показателем (65%) среди опрошенных в Индии). Несмотря на это, только половина опрошенных медицинских работников (51%) и основного населения (49%) доверяют российской системе здравоохранения. В Испании этот показатель значительно выше – 91% медицинских работников и 72% основного населения доверяют системе здравоохранения

Одним из наиболее важных выводов исследования в 2018 году является наличие прямой взаимосвязи между показателем ценности системы здравоохранения и уровнем внедрения цифровых технологий в работу лечебных учреждений. Это вывод говорит о том, что интеграция цифровых решений в работу лечебных учреждений может помочь переходу стран к ценностно-ориентированной модели медицины. В странах с такой моделью государство платит за результат его лечения, а не за оказанные медицинские услуги. Такой подход позволяет улучшить качество оказания медицинской помощи, оптимизировать расходы и снизить нагрузку на системы здравоохранения. Приверженность такой модели демонстрируют Сингапур, Швеция и Нидерланды. Эти страны также активно внедряют в работу своих лечебных учреждений цифровые технологии для сбора, хранения и аналитики медицинских данных.

Несмотря на наличие корреляции между благосостоянием страны, уровнем развития технологий и готовностью оказывать качественные эффективные медицинские услуги, ни одна мировая система здравоохранения на текущий момент не является успешной по всем критериям опроса. Эксперты пришли к выводу, что передовой опыт разных стран позволит разными путями приблизиться к ценностно-ориентированному здравоохранению, а катализатором на этом пути должны стать цифровые технологии.

Источник: ИКС-Медиа