Обзор компьютерных программ для управленческого учета, представленных в муниципальных поликлиниках города Москвы

Придя работать программистом в муниципальную стоматологическую поликлинику, я увидел изнутри, какой ужас происходит в области информатизации и компьютеризации городских поликлиник. Цель данной статьи не просто нарисовать черными красками картину, которую другими и не нарисуешь, но дать почву для размышления руководителям учреждений здравоохранения, от которых с недавнего времени требуют, чтобы его поликлиника «сама зарабатывала деньги», которых толкают в автономию, и которые сегодня сидят и думают, как «поломать сложившуюся систему» и начать делать то, чего они никогда прежде не делали.

Прежде всего, следует отметить, что система московского здравоохранения имеет четкую вертикаль управления, чем-то напоминающую советскую партократию. Все поликлиники принадлежат Департаменту здравоохранения города Москвы. Те в свою очередь, поскольку управлять такой огромной флотилией не в силах, имеют в каждом административном округе дирекции, которые и осуществляют непосредственное оперативное управление учреждениями здравоохранения. В каждой дирекции работают под сто человек сотрудников, на каждую приходится порядка 40-50 подведомственных учреждений. Еще год назад практически ни в одном учреждении не было собственной бухгалтерии, были централизованные бухгалтерии в дирекциях, отсюда такой штат. Дирекции, надо сказать, стараются как могут, но они по-своему зажаты в тиски, с одной стороны, абсурдностью самой системы (как можно управлять такими огромными учреждениями со стороны?), с другой стороны дуболомностью (не нашел лучшего слова) Департамента здравоохранения, у которого девиз один – «подчиненные должны молчать и слушать». Типичная чиновничья структура советской эпохи.

На различных этапах развития (а их было несколько, и все не последовательные), в учреждениях здравоохранения внедряли различные программные комплексы. Их было так много, что если все их установить на самый современный компьютер, он попросту зависнет. Многие системы дублируют функции других, многие уже очевидно не востребованы, не нужны, однако поскольку никаких указаний о прекращении работы в них не поступало, несчастные сотрудники поликлиник продолжают тупо заносить туда информацию, отправлять неведомо кому нужные отчеты, тратя свое рабочее и очень часто личное время (после работы и в выходные дни). «Зоопарк» программных продуктов – это устоявшийся среди специалистов по информационным технологиям термин. Раньше я полагал, что эта неразбериха идет от безалаберности руководителей поликлиник, но теперь понял – вся глупость планомерно спускалась сверху в приказном порядке. Хотя это для нас – специалистов глупость, а чиновнику нужно что – показать работу в виде объема собранной информации (обязательно в бумажном виде, чтобы был виден «объем» проделанной работы), а затем ее проанализировать, систематизировать и передать наверх. Например: Специалистами нашего округа в 2007 году было удалено 43516 постоянных и 16577 молочных зубов, это на 1,2% больше, чем в 2006 году, на 7,8% больше, чем в 1997 году и в 189,3 раза больше, чем в 1913 году. Во! Вот это работа! Узнаёте? Программа «Время» и все такое, торжество социализма…

Таким образом, большинство программ, работающих в поликлиниках, имеют основной своей целью подачу отчетности в вышестоящие инстанции для удобства ее обработки. Здесь сделаю важное отступление. Говоря о различных программах, проводя их сравнение нужно, прежде всего, понять – какие основные задачи решает данная программа. Невозможно сказать, что лучше и удобнее – вертолет или экскаватор – обе машины решают свои специфические задачи.

Нисколько не хочу ругать программистов, написавших все эти стоматологические программы, все они решали поставленные перед собой задачи. А если программа получилась неудобной, не отвечающей потребностям учреждения или вообще не нужной, так это вопрос к тем, кто задачи ставил. Итак, пройдемся по «зоопарку».

ЕАИС Мосздрав (Единая автоматизированная информационная система)

Цель этой программы – сбор различной информации для последующей централизованной ее обработки: данные об учреждении, балансовые и внебалансовые средства, потребности в закупке оборудования (кроме медицинского) и другое. Программа имеет веб-интерфейс, что логично – пусть сотрудники ЛПУ сами вносят всю информацию, а нам останется нажатием одной кнопки получить любой отчет в любом разрезе. Только помимо этой банальной идеи разработчики никуда дальше не продвинулись. Какая информация нужна, а какая нет? Зачем дублировать информацию об основных средствах, если эти данные есть в бухгалтерских программах? И так далее – вопросов много. Данная программа по степени проработанности напоминает курсовую работу третьего курса колледжа. Надеюсь, что она в скором времени отомрет, поскольку ввод данных в нее занимает огромное время, отвлекая на несколько дней в месяц от работы одного-двух квалифицированных сотрудников медицинского учреждения. Ну, какой смысл заполнять потребность в оборудовании, если ни разу Департамент не поставил ни одной позиции из указанных?

ММИ (Мониторинг медицинских изделий)

Суть та же, только речь идет обо всех изделиях медицинского назначения. Огромное время занимает ввод инвентарных номеров нового оборудования и ввод всех сведений, где стоит, как работает. Отнимает половину рабочего дня еще у одного сотрудника.

ПАРУС – бухгалтерская программа

С организацией собственной бухгалтерии мы получили выгрузку данных из программы ПАРУС, установленной в Дирекции, а также возможность работать в ПАРУС-8 в облачной технологии (т.е. все данные располагаются не у нас, а на удаленном сервере разработчиков, доступ через веб-интерфейс). Рассказу о программе можно посвятить серию отдельных статей, суть в том, что сейчас в ней работают 5 сотрудников бухгалтерии, очень много времени тратится на обработку удаленных запросов (нажал кнопку «открыть справочник» и можно идти попить чаю минут на пятнадцать). Для решения вопросов оперативной пакетной обработки данных нам потребовалось привлечение специалиста из обслуживающей организации практически на полный рабочий день, за что и платить, соответственно, как две хорошие программистские зарплаты.

Инфоном – программа установлена от Фонда ОМС

Задача этой программы проста – ручной ввод талонов с оказанными по ОМС услугами, заполненными врачами от руки, рассылка счетов-отчетов в ФОМС и страховые компании. В программе работают 3 оператора (полный рабочий день). Программа неплохая, но среди ее недостатков – ручной ввод информации, отсутствие возможности интеграции, ограниченные возможности по экспорту данных и получению отчетности. Сопровождение практически отсутствует, соответственно, какие-либо нестандартные действия приходится делать «методом тыка».

ЕМИАС – программа электронного расписания

Этот масштабный проект, по всей вероятности как губка всосал в себя все или почти все бюджетные средства, выделенные на автоматизацию московского здравоохранения в 2011-2012 гг. (около 2,5 млрд. рублей). В рамках данного проекта в поликлиниках были проложены локальные вычислительные сети (которые использовать нельзя), поставлены моноблоки Lenovo с системой Linux (на которых не работает ничего, кроме ЕМИАС и простейшего текстового редактора). Разработчиками была реализована задача централизованного ведения расписания по всем муниципальным поликлиникам Москвы. Для нашей поликлиники это было не актуально, даже вредно, поскольку при удаленной записи много неприходов, однако так была поставлена задача – чтобы пациент мог легко записаться к любому врачу и посетить его без многочасового сидения в очередях. Проблема очередей решена частично, однако данная система не устранила существующую талонную систему записи к врачам, никакого электронного документооборота, никакой электронной истории болезни, никакой связи с системой ОМС, в общем, ничего, кроме электронного расписания. Зато как красиво горят зеленым неоном в холле поликлиники инфоматы (слово-то какое), словно спустившиеся с небес марсиане… В общем, все понятно.

СДО (ЭДО) – система электронного документооборота

Компания «Электронная Москва» подхватила клич руководства страны «что-то много мы бумажек пишем – оцифровываться надо» и создала эту замечательную систему. Теперь все письма, резолюции, согласования и даже обращения граждан можно видеть там – в веб-интерфейсе. Все здорово, но есть несколько проблем. Система получилась слишком громоздкой, поскольку разработчики попытались внедрить в нее все возможные функции, когда-либо существовавшие в нашем чиновничьем мире – можете себе представить? Обычному человеку понять трудно. Кроме того, переход на электронный документооборот ведь не означает работу в единственной системе. Существует, как минимум, электронная почта, которую еще далеко не все освоили. В ходу факсимильная связь, телефонограммы (это типа как звонок другу под запись), обычная почта и самое главное – необходимость подвоза документов с «живой» печатью. В итоге большинство сообщений дублируется, иногда так: письмо нужно отправить по ЭДО, по электронной почте или по факсу, а затем обязательно подвезти непосредственно в организацию в оригинале. Вопрос, а зачем вообще нужен ЭДО, если затем мы везем через всю Москву «живую» печать? Резюме: система если и приживется, то лет через 10-20.

ЕАИСТ – портал для проведения электронных торгов

Система проведения электронных торгов для государственных учреждений здравоохранения. Это веб-портал. Зачем? Почему нельзя работать как все через сайт госзакупок напрямую? Видимо, Департамент здравоохранения Москвы не может остаться не у дел, как же так, а мы тогда зачем, если все учреждения будут вести административно-хозяйственную деятельность самостоятельно? Фактически этот портал просто транслирует информацию на zakupki.gov.ru, но при этом требует и много другой информации. Ужасен модуль планирования – не по реализации, а по постановке задачи. Как медицинское учреждение может знать свои потребности на ближайшие три года – при существующей системе работы в ручном (не автоматизированном) режиме?

Порталы

Помимо перечисленных программ, существует еще около десятка порталов, реализованных различными разработчиками по заказу различных ведомств, целью которых в большинстве случаев является упрощение сбора информации. Мониторинг оснащенности медицинских учреждений, учет фондов недвижимости, контроль за источниками ионизирующего излучения, статистическая отчетность и множество других программ.

Как видно, все вышеперечисленные программы и интернет-порталы, несмотря на свою очевидную значимость для различных ведомств, не имеют практической значимости для самих учреждений здравоохранения. К сожалению, появляющиеся все новые и новые программные продукты для медицины воспринимаются соответственно и руководителями медицинских организаций, как неизбежная обуза и дополнительная нагрузка на и без того перегруженный работой персонал поликлиник. В целом же информатизация воспринимается руководителями как новые формы отчетности, но не как средства управления учреждением.

Тем не менее, такие стоматологические программы существуют. Одним из таких программных продуктов является коммерческая программа для автоматизации лечебного процесса и учета для стоматологических поликлиник и медицинских центров Dental4Windowsэто совместная разработка австралийской компании Centaur  Software и ее московского представительства, которое представляет основной коллектив разработчиков (около 30 программистов). Разработка с 1994 года вобрала в себя опыт сотен коммерческих стоматологических клиник Австралии и России, она установлена у нескольких тысяч клиентов и является ведущей программой для стоматологии в указанных странах.

Несколько лет назад данный продукт стал активно внедряться в московских муниципальных поликлиниках. Программа позволяет автоматизировать коммерческий прием, в том числе фиксировать все оказанные врачами платные услуги, вести электронное расписание и электронные медицинские истории болезни, оформлять договора и информированные согласия, отслеживать прохождение нарядов зуботехнической лаборатории. Подробнее ознакомиться с опытом внедрения стоматологической программы Dental4Windows можно в Городской стоматологической поликлинике №62, которая является головной специализированной поликлиникой в ЮАО.

 

Полилов Дмитрий Александрович (Программист «ГСП №62 ДЗМ»)